rus РУССКИЙ   eng ENGLISH   
 
 
 
НОВОСТИ
СТАТЬИ О СЛУХЕ
ЯЗЫК ЖЕСТОВ
ПИШУ О СЕБЕ
ШКОЛЫ И ИНТЕРНАТЫ
АССОЦИАЦИИ ГЛУХИХ В МИРЕ
ГЛУХИЕ И СЛАБОСЛЫШАЩИЕ
ОНЛАЙН ИГРЫ
СУБТИТРЫ К ФИЛЬМАМ
АУДИОМЕТРИЯ


 
 


 
ПОИСК ПО САЙТУ





Сурдопедагогика и слухопротезирование в вопросах и ответах

Сурдопедагог Елена Николаевна Балышева отвечает на вопросы, присланные ей родителями детей с потерей слуха.

1. До того, как мы протезировались новыми слуховыми аппаратами ребёнок хорошо (на голое ухо) слышал шум поезда в метро, а теперь в аппаратах никак не реагирует на этот звук. Может ли быть такое, что произошло падение слуха из-за постоянного ношения аппаратов? Аппараты мальчик практически не снимает, требует, чтобы они были надеты. Речь и понимание обращённой речи улучшились, но я всё равно переживаю. Помогите.

От ношения слуховых аппаратов слух не падает, это старое давно уже опровергнутое заблуждение. Скорее всего, благодаря новому, более современному протезированию Ваш сын избавился от одной из достаточно часто встречающейся психологических проблем – боязни не услышать источника опасности. Теперь, когда звучание в аппаратах стало понятным и комфортным, он больше не концентрирует своё внимание на посторонних шумах, воспринимая их как естественный источник звука. Вы часто видите в метро людей в ужасе отпрыгивающих, услышав грохот приближающейся электрички? Почему же Ваш сын должен поступать подобным образом?

2. Слуховые аппараты пищат при малейшем движении, когда дочь ест, хочется выйти из кухни, чтобы этого не слышать. Как быть?

Выйдите из кухни, или решите проблему. Свист – результат возникновения обратной связи, возникающей при взаимодействии усилителя и микрофона. Чтобы от него избавиться, необходимо сделать хороший индивидуальный ушной вкладыш (если его нет) или переделать старый. Порой, специалисты рекомендуют понизить уровень высоких частот при настройке, по моему личному мнению – вариант проигрышный. Понижая высокие частоты, мы теряем разборчивость речи. Зачем тогда нужны слуховые аппараты? Самый надёжный вариант – хороший вкладыш.

Если вы собираетесь поменять слуховые аппараты, то попросите специалиста, ведущего вас, подобрать дочери аппараты с функцией подавления обратной связи, современные слуховые аппараты такой функцией обладают, и делают это без искажения высокочастотных характеристик.

3. Ребёнок отказывается носить слуховые аппараты, срывает их с уха, прячет. Как заставить?

Прежде чем заставлять, надо разобраться, почему он это делает.
а) Его раздражают настройки – слишком громкие. Если Вы кричите или производите громкие звуки, и малыш вздрагивает или плачет, хватается за уши, идите к своему сурдологу и сурдопедагогу и перестраивайте аппараты.
б) Натирает вкладыш, неприятно присутствие инородного тела в ухе. Попробуйте дать ребенку поносить вкладыши без аппаратов, если реакции не изменятся – переделайте вкладыш.
в) Не хочет узнавать ничего нового. Такие детки тоже встречаются. Определить это можно только на занятиях, в совокупности работ над картинками, рисунками, табличками и слуховым материалом.

4. Моя дочь не может читать по слогам, у неё получается вместо Па – Ппа, Са – СССа и т.д. Что делать?

Эта ошибка чтения свойственна достаточно многим детям, начинающим говорить и читать. Ничего страшного я здесь не вижу. Объясните девочке, правильнее – покажите, что на звук А, наша нижняя челюсть плавно опускается вниз, а потом при произнесении С мягко нажмите на её подбородок и оттяните челюсть вниз со звуком А, получится СА. Проделайте это несколько раз и обязательно хвалите ребёнка, дефект уйдёт.

5. Ребёнок с удовольствием читает, подкладывает одинаковые картинки, на слух работает с удовольствием – приносит называемые предметы, показывает пальчиком на картинке, а к табличкам относится агрессивно – рвёт, разбрасывает. Как обучить его глобальному чтению?

Наверное, уже никак. Видимо, он не видит в табличках никакой пользы для себя. Судя по тому, что он пытается читать и прислушивается к Вашей речи, я думаю, отказавшись от глобального чтения, Вы не сильно потеряете в образовании, сохранив при этом заинтересованность малыша в познании.

6. Я отвожу дочь в специализированный детский сад, она там весь день плачет, даже воспитатели жалуются, не занимается, а потом мы идём домой, чтобы с утра начать всё с начала. В обычный детский сад я переводить ребёнка боюсь, а специализированный у нас единственный.

Вы видите толк в таком посещении специализированного сада? Я не могу советовать в такой ситуации, это Ваш личный выбор, но, если бы подобное происходило с моим сыном, я бы перестала водить ребёнка в группу. Попробуйте договориться об «академическом отпуске» для своей дочери. Пусть она посидит дома хотя бы месяц, только не забывайте заниматься дома, потом начните посещения снова. Что касается того, какой сад нужен, – специализированный или нет, совсем не факт, что она не хочет ходить именно в специализированный сад, может быть ей вовсе не показаны общественные методы воспитания.

7. Стоит ли заниматься музыкой, когда у ребёнка потеря слуха 3-4 степени?

Прежде всего, необходимо определиться, с какой целью Вы хотите отправить малыша на музыкальные занятия.
Если Вы видите в нём будущего великого музыканта – ни в коем случае, испортите сразу две нервные системы – свою и ребёнка.
Если Вы считаете, что занятия способствуют развитию слухового внимания, обучают общению с другими людьми, воспитывают внимание и трудолюбие – обязательно.

8. Когда мы гуляем на детской площадке, от моего сына (ему три года) слышащие дети шарахаются, как зачумлённого, а ведь он ничего плохого не делает. Я просто всех убить готова в такие моменты.

От кого шарахаются? От ребёнка? Дети этой возрастной группы не умеют ещё отличать слышащего от неслышащего. Я не однажды наблюдала, как замечательно общаются между собой дети-инвалиды и обычные дети даже в более взрослом возрасте, когда родители не пытаются вмешиваться в их игры. Скорее всего, Вы портите всё сами своей гиперопекой и постоянными переживаниями о том, что малыша не понимают.

9. Мы почти решились на имплантацию, а потом передумали. Не совершаем ли мы ошибки?

Не знаю. И никогда не стану отвечать на подобные вопросы. Имплантация – это Ваш личный выбор, Ваше решение, и не надо перекладывать его на чужие плечи. Единственное, чем могу помочь – посоветовать прежде, чем соглашаться или отказываться от имплантации, изучите внимательно этот вопрос. Сейчас, слава Богу, такая возможность есть – большое количество статей в Интернете, сайты, в которых активно общаются родители плохослышащих детей, сами имплантированные. Если Вы боитесь реоперации – сейчас это редкое явление.

10. Сколько раз в неделю надо заниматься с сурдопедагогом, когда ребёнок не посещает специализированный детский сад?

В моей практике были родители, готовые заниматься восемь раз в неделю, да ещё часа по три, чтобы уж подготовиться к школе, так подготовиться. Трудно не улыбнуться такому рвению. Если Вы занимаетесь с малышом дома, выполняете задания педагога регулярно и ответственно, то двух раз в неделю будет достаточно. Можно и три, и четыре, и пять, но тогда у вас уже не останется сил и времени на самостоятельную работу. Поэтому выбирайте золотую середину – в нашем случае – два раза в неделю.



Источник: Интернет-журнал ''Отоскоп''
Аудиометрия | Как оплатить | Контакты | Карта сайта | Правила сайта