rus РУССКИЙ   eng ENGLISH   
 
 
 
НОВОСТИ
СТАТЬИ О СЛУХЕ
ЯЗЫК ЖЕСТОВ
ПИШУ О СЕБЕ
ШКОЛЫ И ИНТЕРНАТЫ
АССОЦИАЦИИ ГЛУХИХ В МИРЕ
ГЛУХИЕ И СЛАБОСЛЫШАЩИЕ
ОНЛАЙН ИГРЫ
СУБТИТРЫ К ФИЛЬМАМ
АУДИОМЕТРИЯ


 
 


 
ПОИСК ПО САЙТУ





Отвечает сурдопедагог Елена Кулакова


Уважаемые родители и гости! Благодарим вас за присланные вопросы.

Постараемся ответить достаточно подробно настолько, насколько позволяют формат интернет - журнала и формулировки ваших вопросов. Многие ответы будут давать лишь общее представление о поднятой вами проблеме, поскольку решение их во многом зависит от особенностей вашего ребенка и семьи в целом. Безусловно, чтобы получить конкретные рекомендации относительно ребенка с нарушением слуха, вы должны попасть на прием к сурдопедагогу. Психолого-педагогическое обследование позволит выявить проблемы вашего ребенка и составить индивидуальный коррекционно-реабилитационный маршрут для него.

Здравствуйте! Моему ребенку 2 месяца. В роддоме при обследовании был поставлен диагноз-нарушение слуха. Я не верю. Где и как можно обследовать ребенка дополнительно? Мы живем в Москве. Спасибо.

Конечно, нельзя бездействовать в такой ситуации. Необходимо обратиться в детский сурдоцентр г. Москвы. Пройти дополнительные обследования медицинские и педагогические в 3 и 6 месяцев, при необходимости в 1 год. Кроме того, необходимо начать тщательное наблюдение за ходом развития ребенка в домашних условиях. Такое наблюдение с фиксацией результатов вам поможет организовать сурдопедагог. Вы также можете обратиться за помощью в ГОУ Центр психолого-педагогической коррекции и реабилитации детей с нарушением слуха и речи «Благо» ЗАО г.Москвы.

Когда ребенку необходимо надеть слуховой аппарат?

Общий ответ на этот вопрос - как только установлен и подтвержден диагноз, чем раньше - тем лучше. Это первый этап в реабилитации ребенка с нарушением слуха. Один из самых главных. От сроков и качества первичного слухопротезирования во много зависит темп и уровень общего психического, речевого, личностного и даже физического развития вашего ребенка.

Моему сыну 4 года. Если мы с 2-летнего возраста занимаемся с сурдопедагогом, в какой детский сад нам нужно идти?

На этот вопрос ответить достаточно сложно без психолого-педагогического обследования вашего ребенка. Необходимо в первую очередь проконсультироваться с сурдопедагогом, который занимается с ребенком в течение 2 лет и достаточно хорошо знает его уровень развития и возможности. Кроме того, вы можете обратиться к независимой экспертизе - на медико-психолого-педагогическую комиссию, которая проводится регулярно при детских сурдоцентрах, или попасть на первичный прием к сурдопедагогу в психолого-педагогическом специализированном центре.

По какой методике нужно заниматься с глухим ребенком 3 лет?

Этот вопрос очень важный, так как от своевременного и правильного выбора методики обучения неслышащего ребенка будет зависеть его дальнейшая судьба. На сегодняшний день в сурдопедагогике существует несколько программ, методик, по которым родители под руководством сурдопедагога могут заниматься со своим ребенком. Выбор методики зависит от многих показателей и факторов, в том числе от готовности и способности родителей активно включиться в процесс воспитания и обучения своего ребенка. Рассказать об этих методиках, помочь выбрать необходимую для вашего ребенка и вас методику может сурдопедагог после тщательного обследования ребенка и подробной беседы с вами-родителями.

Дочери 2 года. Диагноз - нейросенсорная тугоухость 4 степени. Мы купили слуховые аппараты, но не знаем с чего начать заниматься.

Первое - убедиться в правильности настройки аппаратов. В этом вам поможет сурдопедагог, т.к. существуют специальные педагогические методики для проверки адекватности слухопротезирования. Второе - понять, что ваш ребенок по своей сути здоров, но имеет некую особенность. А это значит, что вы ни в коем случаи не должны жалеть его и относиться к нему как к больному-инвалиду, так как это способствует искаженному формированию личности малыша. Третье - научиться правильно общаться с ребенком на этом первом этапе формирования речи. Необходимо помнить, что когда ребенок начинает постоянно использовать слуховой аппарат, он как бы «заново рождается со слухом». А это значит, ребенок должен вернуться на несколько шагов в своем развитии назад, чтобы пройти все ступеньки и исключить недоразвитие речевых и слуховых функций. Ученые доказали, что при общении с младенцем у матери инстинктивно «включается» материнская речь: чуть замедленный темп речи, более четкая артикуляция, максимальное интонирование коротких простых фраз, общение с использованием мимики, естественных жестов, когда ребенок видит лицо и губы говорящей матери. Эти правила нужно применить и в общении с вашим ребенком, чтобы пройти с ним важный первый этап речевого развития. Кроме того, нужно помнить, что ребенок должен постоянно находиться в «речевой среде». А это значит необходимо постоянно называть все действия, которые совершает малыш, и предметы окружающего мира. И четвертое - постоянные систематические занятия с малышом под руководством сурдопедагога.

Как Вы думаете, нужна ли дактилология и жестовая речь глухому ребенку - дошкольнику

Это зависит, в первую очередь, от уровня слухо-речевого развития ребенка и наличия дополнительных нарушений. Ответить более подробно возможно после психолого-педагогического обследования.

В нашей семье глухой младший сын. Я занимаюсь с ребенком дома, ходим на занятия к сурдопедагогу. Муж отказывается общаться с сыном, считает своей главной задачей материальное обеспечение семьи. Как наладить общение отца с сыном?

Одной из самых сложных проблем в воспитании детей с нарушением слуха является сохранение гармоничных внутрисемейных отношений. К сожалению, многие семьи не выдерживают испытания и в худшем случае - родители расстаются, при этом глухой ребенок остается на попечении матери. А в лучшем - у многих нарушается некий психологический семейный баланс: мать практически полностью отдается делу обучения и воспитания неслышащего ребенка (при этом функции по ведению хозяйства не отменяются), а отец своей главной и единственной задачей считает материальное обеспечение семьи, предпочитая дома отдыхать в тишине и одиночестве. Такая ситуация в семье также приводит к разводам. Необходимо помнить, что часто отцы просто не умеют и бояться общаться со своими глухими детьми, поэтому избегают контактов с ними под разными предлогами. Ваша задача объяснить, что спорт, мужские дела (машина, ремонт и др.) - это то, чему может научить ребенка только отец. Ни в коем случае при этом не используйте приемы чтения нудных нотаций, истерик, жалоб. Беседы с мужем должны строиться в режиме «посоветуй, как настоящий мужчина», «оптимистичная зарисовка будущего», «положительно заряженный, эмоциональный вопрос - как научить сына..». Исподволь, сначала вместе, втроем начните играть в мяч, прибивать гвозди. А в процессе совместной деятельности покажите как ваш ребенок может общаться, докажите мужу, что и с таким сыном может быть интересно и легко, создайте положительную эмоциональную обстановку, шутите и улыбайтесь. Постепенно ваш муж научится взаимодействовать с сыном, возможно, ему это даже понравится. А Ваша роль в «мужском общении» из главной станет вспомогательной, а в будущем и совсем сведется к организационно-направляющей. Помните: папа - преданный и так необходимый сыну помощник.

Моя 6-летняя дочь (тугоухость 4 степени) занималась с 1,5 лет и сейчас она много говорит, умеет слушать. В последнее время девочка стремится общаться со слышащими детьми на улице во дворе. Но чаще дети не принимают ее в игру. Как помочь ребенку?

Один из наиболее распространенных и действенных способов - посещение кружков и спортивных секций вместе со слышащими детьми. Там у девочки появятся темы и общие дела со сверстниками, а достижения и успехи в выбранных видах деятельности будут вызывать уважение как со стороны взрослых (руководителей кружков, секций, родителей слышащих детей), так и со стороны сверстников.

Как научить глухого ребенка 3 лет читать?

В сурдопедагогике существует специальная методика обучения чтению. Малышам предлагаются таблички (слова, простые фразы написаны крупно печатными буквами), которые дети воспринимают, запоминают и различают как картинки. Этот процесс называется глобальным чтением. Постепенно дети начинают вычленять одинаковые знаки (буквы), сурдопедагог использует специальные приемы для перехода к аналитическому (побуквенному, послоговому) чтению. В специальной литературе достаточно подробно описана эта методика (авторы: Л.П.Носкова, Л.А. Головчиц)

Когда нужно начинать использовать таблички на занятиях с глухим ребенком?

Когда ребенок понял, что все общение между людьми осуществляется с помощью устной речи, усвоил и начал применять отдельные полные слова при взаимодействии с окружающими, можно начинать вводить таблички. Первые таблички: привет, пока, мама, папа, имя ребенка, названия знакомых игрушек, постоянно используемой одежды, продуктов питания, посуды, глаголов. Помните, что вводить таблички нужно постепенно в бытовых ситуациях (режимные моменты, игра и т.д.) в небольшом количестве, и используя игровые приемы. Для родителей - это обучение. Для ребенка - это должно стать веселой интересной игрой.

  Отвечала на вопросы: Елена Владимировка Кулакова, сурдопедагог.



Источник: Интернет-журнал ''Отоскоп''
Аудиометрия | Как оплатить | Контакты | Карта сайта | Правила сайта