rus РУССКИЙ   eng ENGLISH   
 
 
 
НОВОСТИ
СТАТЬИ О СЛУХЕ
ЯЗЫК ЖЕСТОВ
ПИШУ О СЕБЕ
ШКОЛЫ И ИНТЕРНАТЫ
АССОЦИАЦИИ ГЛУХИХ В МИРЕ
ГЛУХИЕ И СЛАБОСЛЫШАЩИЕ
ОНЛАЙН ИГРЫ
СУБТИТРЫ К ФИЛЬМАМ
АУДИОМЕТРИЯ


 
 


 
ПОИСК ПО САЙТУ





Дактиль-птеродактиль или поющие руки

Недавно встретила приятеля, который начал заниматься дайвингом.
Научи меня языку глухонемых, а?
Он называется язык жестов… - привычно поправила я - и они могут разговаривать.
Как же они учатся, они же не слышат? - тема его заинтересовала.
Ну, не слышат, и что? Говорить-то они при этом могут.
А почему при этом все равно используют руки?

Вот смотри… - и я прочла ему небольшую лекцию, которая, может, будет интересна и вам.

Положи кончики пальцев себе на горло, скажи вслух: “П!” - запомни ощущение пальцев. Теперь “Б!” - сравни. Теперь “Г” и “К”. Почувствовал различия? Запомнил? А теперь представь, что ты не слышал того, что только что произнес, и звуки для тебя - это только вибрации на кончиках пальцев. При этом тебе три года. Хочется бегать и играть. А надо учиться разговаривать - вот так, с рукой на горле, перед зеркалом. Несколько часов. Ежедневно. А когда ты хочешь что-то обсудить с мамой, она делает вид, что не понимает тебя - чтобы сказал четче. Поправляет, когда ты неправильно произносишь звуки или путаешь окончания, даже если ты рассказываешь что-то безумно важное. А когда она отвечает - ты изо всех сил напрягаешься, чтобы узнать в шевелениях губ очертания знакомых слов, тебе очень трудно, хоть ты уже неплохо справляешься. Через полчаса такой концентрации внимания мозг просто отказывает. А если приходится общаться с незнакомыми - к чужим губам надо привыкнуть, не дай Бог, усы, или человек говорит вполоборота, или прикрывает рот рукой…

Слух и речь

…Любой маленький ребенок с рождения издает звуки; плачет, ноет, потом гулит, лепечет, повторяет за родителями звуки, слоги, постепенно учит слова - научается разговаривать. Он с самого начала настроен на общение со взрослым и постепенно учится это делать - не только с помощью речи, но и с помощью мимики (сделать жалобное выражение лица, выразительно глядя на конфету), жестов (указывая пальчиком, потребовать: “Ы!”), действий и интонаций (пальчик не помог - топнуть ногой и перейти на ультразвук). При этом речь формируется постепенно - от “детских” слов, когда один слог может означать половину словаря, до развернутых фраз; от “контура” слова до четкого произношения всех звуков. И слух играет в этом процессе колоссальную роль: ребенок слышит образец, пытается ему подражать и, слушая то, что получается, постепенно совершенствуется.

Именно из-за роли слуха в формировании речи его потеря или снижение остроты наиболее нежелательно в раннем детстве. Потребность общаться у ребенка есть, но овладение речью само, как у слышащих сверстников, не происходит. Хорошо, если проблему можно решить слуховым аппаратом - пусть он и дорогой, но если удастся достать - ребенок научится говорить, сможет ходить в массовую школу. Сурдопедагогу или логопеду нужно будет лишь немного подкорректировать произношение, помочь с грамматикой. А если слух снижен настолько, что слухопротезирование не помогает? Или постоянное напряжение слабослышащего ребенка с аппаратом (звуки ведь еще надо распознать) привело к еще большей тугоухости? Тогда надо заниматься, заниматься, заниматься - перед зеркалом, с пальцами на горле, часами…

Что выбрать: голос или жест?

Дети с нарушениями слуха могут научиться разговаривать. Тем, у кого потеря слуха небольшая, это немного проще, но в любом случае, это колоссальная работа, адский труд. Смысла занятий дети долго не понимают - ведь они не слышат ни нашей речи, ни собственной. Все вокруг шевелят губами - и они шевелят, а зачем - не знают. Со стороны родителей и ребенка потребуется огромное терпение; обучение маленького глухого устной речи может стоить им не только сил, нервов и денег, но и отношений. Неслышащим детям просто трудно долго и много разговаривать - и общение сводится на нет, увеличивается дистанция, доверие сходит на нет. А если родители полностью перейдут на язык жестов, тогда стимула учиться разговаривать не будет - и глухой ребенок окажется фактически немым, хотя на самом деле весь его речевой аппарат полностью сохранен.

Но непроизвольно маленький глухой ребенок тянется к жесту с самого начала - придумывая какие-то свои обозначения тех или иных понятий, потом подхватывая общепринятые от старших детей в детском саду или школе. Ведь такой язык учится быстрее и проще любого иностранного или “разговорного”, он наглядный и часто очень понятный без переводчиков.

В отечественной сурдопедагогике долгое время благая цель научить неслышащего ребенка говорить ставилась превыше всего. В специальных школах большое внимание уделялось развитию звуковосприятия, использование жестовой речи в учебном процессе было просто запрещено. Кроме того, она считалась примитивной - по сравнению с обычным устным языком в жестовом меньше оттенков слов, совсем другая грамматика; одно движение может означать и “зима”, и “холодно”, и “мерзну”: И если неслышащий ребенок владеет только языком жестов, он может вообще не понимать национального языка, не уметь выражать свои мысли даже на бумаге.

Тем не менее, вопреки намерениям педагогов, в специальных школах между собой дети говорят руками. И на сегодняшний день многие учителя пришли к тому, что для работы с неслышащими знать и использовать жесты надо - для большей эффективности обучения и для того, чтобы лучше понимать детей, не только в рамках формального учебного общения. Например, в конфликтных ситуациях, когда нужно разобраться, что произошло, или когда нужно объяснить новое понятие, - это проще и быстрее сделать “руками”. А родителям знание жестовой речи поможет сохранить контакт с ребенком, будет знаком их уважения к его особенностям и культуре глухих. Так появилась идея билингистического обучения: язык жестов для неслышащего естественен, он как бы “родной”, а “устный” язык нужно специально изучать - так же как обычным детям - иностранный. В процессе обучения используются оба языка, каждый из которых имеет свои плюсы…

Жесты для слышащих
Нет, это мне неинтересно, - перебил приятель. - вот ты мне лучше объясни, там для каждого слова отдельный жест? А как быть, если мне имя надо показать?
Если надо показать имя, название или окончание слова - есть ручная азбука, дактилология (от dactilos - палец), на профессиональном сленге - дактиль. По одной из версий, придумали его монахи, давшие обет молчания, чтобы все-таки обмениваться информацией.
ой, у нас в детстве что-то такое было: в школе подсказывали друг другу у доски…
в школе был “ненастоящий” дактиль, скорее всего. А вот тебе официальный русский дактильный алфавит - учится за полчаса, можешь потом тренироваться - все вывески пальцами “проговаривать”.

Мне вообще кажется, что языку жестов надо учить всех.

Во-первых, это не только красиво и очень интересно, но и полезно. Дети, научаясь выражать себя через жест и движение, развивают и образное мышление, и мелкую моторику. То, что в разговорной речи выражается интонацией, в жестовой - мимикой, выразительностью рук - так что “обычный” ребенок сможет лучше научиться проявлять себя, владеть телом и лицом.

Во-вторых, слышащим язык жестов может пригодиться во многих ситуациях: на дискотеке, когда очень шумно; при отправлении поезда - когда все тычут пальцами в стекло, себе в грудь и прикладывают воображаемую трубку к уху (“позвони мне, как доедешь”); аквалангистам под водой.

В-третьих, вообще, это будет справедливо - не только людям с нарушениями слуха учить “разговорный” язык, но и слышащим поучить жестовый. И тогда стена, отделяющая мир слышащих от мира глухих, станет чуть тоньше, и может, удастся найти общий язык, а там, глядишь, и общие интересы… И люди с разной остротой слуха будут собираться вместе и петь хором…
Как петь? Ты о чем? Они же глухие! - опять спустил меня на землю приятель.
Ну, уж конечно, не вслух и не голосом, а руками! - возмущаюсь я. Приятель, кажется, подозревает меня в легком умопомешательстве. - Я не сошла с ума, не смотри на меня так. Это действительно есть такой вид творчества у неслышащих - жестовое пение. Когда известную песню всю “переводят” на жесты и под музыку показывают ее, но не так как обычно, в разговоре, а более театрально, выразительнее, размашистее, ну, поют, одним словом : Не получается у меня объяснить тебе - ну, может, повезет, увидишь где-нибудь, это, действительно, стоит посмотреть!
а как же они попадают в ритм звучащей песни?
как-как, по вибрации, естественно! Ты слышишь и поэтому не обращаешь на нее внимание, а ведь музыку, особенно громкую, можно почувствовать кожей - руками, ногами…
елки, как это интересно… Это, действительно, целый мир: я себе совершенно этого не представлял… Но ты научишь меня, как руками сказать “сдуйся, чтоб не пробить потолок” и “сколько бар на декомпресионном баллоне”? У меня нырялка в выходные, а надо еще будет напарника научить, чтоб меня понял.



Источник:
Аудиометрия | Как оплатить | Контакты | Карта сайта | Правила сайта